sl_on_iq (sl_on_iq) wrote,
sl_on_iq
sl_on_iq

Categories:

Новый взгляд на массовое "самоубийство" в Джонстауне (1978 г)

Сорок лет назад американский проповедник Джим Джонс организовал самое крупное массовое убийство в истории, когда он заставил более 900 мужчин, женщин и детей выпить цианид в гайанском поселении, названном в его честь.



Прежде СМИ называли Джонстаун "культом смерти" и распространяли идею о том, что в ноябре 1978 года его жители спокойно предложили яд своим детям, прежде чем выпить его самостоятельно. Репортеры красочно описывали имеющиеся сенсационные факты и попутно придумывали несуществующие подробности. "Они приветствовали свое собственное уничтожение", - заявил один такой журналист из Сан-Франциско. Это стало "официальным" взглядом на трагедию:кучка калифорнийских лунатиков покончила с собой по велению больного демагога.

Эту карикатуру жертв Джонстауна было гораздо легче принять, чем истинную историю.

В то время, как средства массовой информации вызывали публичное презрение к жертвам Джонса, их тела лежали на жгучем экваториальном солнце в течение четырех дней. В это время Соединенные Штаты и Гайана спорили о том, что с ними делать. США давили на Гайану, чтобы закопать всех мертвых в единую могилу — но Гайана отказалась, поскольку считала всё это внутренним делом американских граждан. К тому времени, когда американские солдаты упаковали тела и отправили их на базу ВВС в Делавере, они были настолько сильно разложены, что судебно-медицинские эксперты смогли опознать только 69% жертв. Из них примерно половину похоронили их родственники; другим семьям было так стыдно за свою связь с "суицидальным культом", что они отказались принять останки своих близких. Несколько кладбищ отказались принять оставшиеся 409 тел из — за клейма Джонстауна — и громких возражений от соседей. Лишь кладбище Evergreen в Восточном Окленде согласилось похоронить их.

Уцелевшие члены церкви Джонса, - "Храма народов", - также подверглись порицанию. Гневные толпы собрались в Сан-Франциско, крича: "убийцы детей!" Тех, кто вернулся из Гайаны - без гроша в кармане, - отказывались принимать в бюро социального обеспечения и выдавать продовольственные талоны; работодатели не хотели принимать их на работу. Они считались монстрами, достойными своей судьбы.

Сегодня ужасное массовое убийство в Джонстауне сводится к банальности. "Не надо было пить яд!" - частая циничная фраза.

В последние годы взгляд на событие в Джонстауне начал меняться. Ряд выживших опубликовали воспоминания о своей жизни в джунглях. И иск вынудил ФБР выпустить около 50 000 страниц документов и около 1000 аудиокассет, собранных после упомянутого события. Эта новая информация углубляет наше понимание трагедии и резко противоречит описанию вины, наложенной на жертв Джонса.

Джонс внушал своим последователям - большинство из которых были афроамериканцами — что город его имени является некой утопией, где они могли бы жить без американского расизма, сексизма и элитарности. Вместо этого почти 1000 американцев, которые участвовали в этом смелом социальном эксперименте в течение четырех лет, оказались в ловушке антиутопического кошмара. Жители верили, что могут вернуться домой в любое время, если Джонстаун не понравится им. Но от поселения до цивилизации - два дня пути по реке. Никакие дороги не связывали поселение цивилизацией. Джонс конфисковал все паспорта и деньги, и сказал им, что если им что-то не нравится, они могут “плыть домой"."Несмотря на прежние обещания, что все будут жить в личных домах, он разлучил мужей и жен, родителей и детей. Несмотря на хвастливые заявления, огороды в джунглях не могли производить достаточно пищи, чтобы накормить всех голодных жителей.

Но самым пугающим аспектом для иммигрирующих членов храма было изменение их лидера. После прибытия последователей в джунгли, Джонс отбросил личину заботливого пастыря и запретил любую критику. Даже упоминание о жаре считалось "контрреволюционным"."Он запретил жителям покидать изолированное поселение, сказав им, что пустыня, которая окружала их джунгли, была полна ядовитыми змеями, львами и бандитами, которые хотели уничтожить их общину. Он подвергал цензуре входящую и исходящую почту, чтобы заставить мир поверить, что Джонстаун был счастлив и успешен.

Именно в Гайане Джонс впервые провел голосование по своей идее "революционного самоубийства". Несмотря на то, что он обсуждал идею в Калифорнии со своим близким кругом — нигилистическими последователями, которые в конечном итоге помогли ему осуществить свой ужасный план — постоянные члены храма народов переехали в Джонстаун, чтобы найти лучшую жизнь для себя и своих детей. Когда он озвучил перспективу на собрании в сентябре 1977 года, жители были ошеломлены и возразили. Они пришли на обетованную землю не чтобы умереть - они пришли для лучшей жизни. Но ночь за ночью Джонс собирал их, запрещая кому-либо ложиться спать, пока все не подняли свои руки в мнимой поддержке своих собственных смертей. По словам одного из выживших, постоянные разговоры о "революционном самоубийстве" стали скучными, и люди "проголосовали", чтобы получить возможность наконец-то заснуть.

18 ноября 1978 года была запущена смертельная цепь событий. Конгрессмен Лео Райан, который прилетел, чтобы расследовать заявления о том, что жителей удерживались против их воли, покинул Джонстаун с группой несчастных жителей. Они попали в засаду, устроенную прихвостнями Джонса. Конгрессмен, трое репортеров и беженцы были убиты. До того, как новости о провале Джонстауна стали достоянием общественности, Джонс приказал своему народу умереть. Окруженные вооруженной охраной, жители получили выбор: они могли умереть от пули или они могли умереть от яда. Жизнь не была одним из вариантов.

Джонс записал об этом событии для потомков, в так называемой “записи смерти". Это страшный, душераздирающий рассказ, легко найти в интернете. Джонс часто останавливался и начинал запись более 30 раз, стирая звучащие протесты. Его последний приговор - гротескная ложь: "мы не покончили с собой, мы совершили акт революционного самоубийства, протестуя против условий бесчеловечного мира". Крики, которые слышны на заднем плане говорят о реальной ситуации.

Жертвы Джонса мечтали о лучшем, более справедливом мире - мечта, которую сегодня разделяют многие из нас. Но вместо того, чтобы их запомнили, как борцов за их идеалы, их высмеивают как уродов. Эти люди, которые питали такую надежду и были так жестоко преданы всеми, заслуживают лучшего.

Только в 2011 году – через 32 года после массового убийства – жертвы Джонса наконец были удостоены мемориальной доски с указанием их имен на братской могиле на кладбище Evergreen. Это маленький шаг к восстановлению справедливости.

Tags: деструктивные секты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments